УДК 378.1

дуальнАЯ формА обучения В ЕИТИ им.К.Сатпаева

 

Производству нужны профессионалы с новым сознанием, владеющие новыми компетенциями, воспринимающие действительность современно, способные придать позитивный импульс устойчивости и равновесия развитию экономики. В первую очередь эта задача стоит перед высшим профессиональным образованием, которое непосредственно ориентировано на подготовку специалистов в области создания и эксплуатации новейшей техники и технологий .

 

          Современные интенсивные процессы, протекающие в экономике Казахстана обусловили спрос на специалистов новой формации, которые должны исходя из данной исторической, экономической и политической ситуации реализовать эти процессы. Однако, обучение в ВУЗах страны недостаточно ориентировано на решение возникших задач. Наблюдается большой дефицит в отношении технической компетентности выпускников.

          В соответствии с правительственной программой развития моногородов на 2012-2020 г.г. акиматом г.Экибастуза совместно с градообразующими предприятиями города на базе ЕИТИ им.ак. К.Сатпаева предусмотрено дальнейшее развитие системы высшего образования, снижения уровня безработицы среди молодежи , развития социальной и инженерной инфраструктуры, создание условий для получения работающей молодежью высшего профессионально-технического образования.

          ЕИТИ им. ак. К.Сатпаева единственный ВУЗ в Экибастузском топливно-энергетическом регионе с населением города 150 тыс человек и общим населением региона – более 300 тыс.человек. Основные градообразующие предприятия Экибастузского топливно-энергетического комплекса: ТОО «Экибастузская ГРЭС -1 имени Б.Нуржанова, АО «Станция ЭГРЭС-2», АО «Павлодарэнерго» ЭТЭЦ (г.Экибастуз)», ТОО «АиК» (г.Экибастуз), АЗФ ЕЭК ТНК «Казхром» (г.Аксу), АО «Богатырь Комир»(г.Экибастуз), разрез «Восточный ЕЭК» г.Экибастуз, разрез ТОО «Майкубень-Вест» и др. по оснащению «Западной» техникой и технологиями зачастую опережают программы обучения отечественных ВУЗов. В условиях жесткой конкуренции, в век новых технологий и товаров, которые быстро сменяют друг друга, нельзя в высшем профессионально-техническом образовании делать ставку только на одну академичность. Необходим выпускник, теоретически подготовленный и хорошо ориентированный в современных производственных процессах, на конкретном предприятии, способный решать индустриально-инновационные задачи. Назрела необходимость реформировать подготовку специалистов, их содержание. Известный опыт решения этой проблемы заключался либо в некритическом заимствовании западных программ образования либо в другой крайности, когда снова вводились уже отмененные содержания обучения из эпохи социализма. Оба пути не могли привести к желаемым результатам. Дистанционная форма обучения при подготовке специалистов технического профиля не оправдывает себя .

В фазе поиска приемлемых технологий обучения по формированию высшего профессионально-технического образования особый интерес представляет дуальная форма обучения внедренная в ЕИТИ имени академика К.Сатпаева. Дуальная форма по своей сути означает параллельное обучение в образовательном учреждений и на производстве. В программах обучающихся по дуальной форме через особую связь теоретического обучения в ВУЗе и практического закрепления теоретического материала на предприятии достигается необходимая компетенция.

Основная задача, на стадии внедрения проекта, заключалась в том, чтобы выявить какие специальности представляют наибольший спрос в регионе для предприятий Экибастузского топливно-энергетического комплекса. Исходным пунктом для соответствующих предположений явилась экономическая ситуация в стране и конкретно в Экибастузском топливно-энергетическом регионе. Это промышленный центр Казахстана в котором действуют крупнейшие в республике предприятия энергетической, угледобывающей и железнодорожной отрасли. Здесь вырабатывается 60% всей э/э производимой в Казахстане. Добыча угля составляет 70 млн.тонн в год. Ежедневно из Экибастуза только на Россию уходит 50 эшелонов с углем. Вагонооборот составляет более 23 тысяч вагонов в месяц. Регион является энергетическим сердцем Казахстана, здесь производится основная добыча каменного угля и переработка сырья по энергоемким технологиям, воспроизводится и снабжается электрической энергией и углем весь Казахстан, а также промышленный Урал и юго-восток европейской части Российской Федерации. Объемы реконструкции и расширения только на ЭГРЭС-2 в 2013-2015 годах составит миллиард двести миллионов долларов США.

Рыночно- экономическая адаптация предприятий в регионе будет успешно решена лишь тогда, когда в достаточном количестве появятся образованные «местные» специалисты, компетентные в области энергетики, угольной и нефтяной промышленности, транспорта и других отраслей, хорошо знакомые с технологиями конкретного предприятия. Эти специалисты должны уметь предложить оптимальные варианты решения производственных задач с точки зрения затрат и выгод.

При внедрения дуальной формы обучения учебный процесс по востребованным специальностям был организован в соответствии с государственным образовательным стандартом и требованиями форсированного индустриально-инновационного развития предприятий региона. Обучение осуществляется по принципу равновесия теории и практики, т.е. половину учебного времени студент обучается в институте, а другую половину учебного времени на предприятии. Продолжительность обучения для студентов с базовым среднетехническим образованием составляет 3 года. Студенты ВУЗа с базовым средне-техническим образованием- это уже подготовленная аудитория для внедрения дуальной формы профессионального обучения.

Большую часть оплаты за обучение студента осуществляет работодатель (предприятие). Из-за ограниченных денежных доходов основной массы населения региона оплата за подготовку специалиста играет важную роль

ЕИТИ им. ак. К.Сатпаева - это высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, остепененность которого составляет 50% от общего числа штатных преподавателей (8 докторов и 40 кандидатов технических наук по горной, энергетической , строительной и транспортной отрасли). ЕИТИ им. акад. Сатпаева готово решать проблемы региона, при условии совместного участия предприятий в формировании компетентного специалиста. Такой студент проблемы предприятия познает не по «книжкам», а путем непосредственного участия в производственном процессе. Познание производственного процесса увязано с содержанием теоретического курса.

Основой для разработки учебных программ для дуальной формы обучения послужили учебные программы немецких профакадемий. При этом были учтены различия между обеими системами и специальные требования ГОСО МОН РК для каждой конкретной специальности. Содержание учебных программ было обсуждено, согласовано с работодателем (предприятием). В настоящее время по заказу работодателя ЕИТИ им.К.Сатпаева осуществляет обучение по 14 специальностям технического профиля востребованным в регионе (горняки, энергетики, транспортники, строители, экономисты и др.). Перечень и объем базовых дисциплин определялся согласно ГОСО и типовой программы специальности, приложения к диплому специалиста среднего технического профессионального образования, с учетом пререквизита и сокращением на 25-30% объема кредитов. При формировании учебных программ были учтены пожелания и предложения работодателя. Дисциплины по выбору согласовывались с работодателем (предприятиями) и составили более 50% от общего количества.

Обучение ведется 3 года по 2 семестра в год с делением семестра по квартальному принципу. Продолжительность квартала - 8 недель. Студенты обучаются 3 дня в неделю в институте (осваивают теоретический курс), 2 дня на предприятии (закрепляют полученные знания на практике), т.е. 60% учебного времени студенты проводят в институте, 40%- на предприятии. По субботам самостоятельная работа студентов (СРСП) с выполнением заданий в присутствии консультанта (преподавателя либо специалиста-наставника с предприятия) осуществляется в институте, либо на предприятии.

Дисциплины комплектуется по модульно-блочному и цикловому принципу из расчета, что каждая дисциплина осваивается за 7 недель обучения со сдачей рубежки на последнем занятии 8-ой неделе и экзаменов на 8-ой и 16 неделе. Количество кредитов в семестре не более 18.

Ведущий преподаватель дисциплины (тьютер) с помощью эдвайзера в начале учебного года (семестра) предоставляет каждому студенту кейсы дисциплин, справочник- путеводитель, разъясняет специфики обучения по дуальной форме.

Заведующие кафедрами до начала занятий заключают трехсторонние договора «институт-предприятие-студент» для организации учебного процесса по дуальной форме, где отражается график учебного процесса, (теоретические занятия в институте, практические занятия, прохождение практики на предприятии), закрепление специалистов (инженеров) наставников с предприятия за каждым конкретным студентом, условия, сроки и сумма оплаты за обучение и пр.

Учебная документация, теоретическое, лабораторное и практическое обучение формировались с учетом того, чтобы приобретенные компетенции (дисциплины) были бы востребованы работодателем и признаваемые МОН РК. Этим гарантировалось условие того, что квалификация специалиста, подготовленного в ЕИТИ им. акад. К.Сатпаева может быть подкреплены общепризнанным государственным дипломом.

Мы твердо убеждены, что успешная подготовка специалиста-профессионала технического направления невозможна без реальных производственных навыков. В учебный процесс были внедрены следующие инновации:

- заключены договора с градообразующими предпрятиями о совместной образовательной деятельности, создании филиалов на ведущих предприятиях города, где студенты проходят практические занятия, учебно-ознакомительную, производственную, технологическую и преддипломную практику, приобретают практические навыки и умения, ведут научно-исследовательскую работу;

- с участием работодателя сформированы образовательные программы всех специальностей института;

- мнение работодателя учитывалось при составлении списков элективных дисциплин и выборе специализаций;

- работадатель непосредственно участвует в осуществлении образовательного процесса в ЕИТИ им.К.Сатпаева (к чтению лекций, ведению практических, лабораторных занятий широко привлекаются опытные специалисты ведущих предприятий региона, имеющие богатый производственный опыт);

- опытные специалисты предприятий принимают участие в работе ГАК; ГЭК, осуществляя контроль за качеством профессиональной подготовки выпускников, делятся опытом производственной деятельности;

- работадатель выделяет финансовые средства на обучение работающей молодежи и развитие материально-технической базы ВУЗа;

- студенты дополнительно приобретаются рабочие профессии и профессиональный опыт в процессе обучения.

Опыт внедрения показал основные преимущества дуальной формы обучения при составлении с традиционной, которые заключаются в следующем:

         - дуальная форма подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения – разрыв между теорией и практикой;

         - в механизме дуальной формы обучения заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии работника;

         - дуальная форма обучения мотивирует обучающихся на получение знаний и приобретения навыков в работе, т.к. эти приобретения напрямую связаны с выполнением должностных обязанностей на предприятии (у работодателя);

         - заинтересованностью работодателя (предприятия) в обучении «своего» работника;

         - учебное заведение, работая в тесном контакте с предприятием, учитывает конкретные требования, предъявляемые работодателем к будущему специалисту уже в ходе обучения, а потому постоянно совершенствует качество образовательного процесса.

Дуальная форма обучения направлена на поддержку молодых людей, которые не имеют возможности учиться без отрыва от производства. Эта система помогает получить достойное образование, гарантировать трудоустройство, направлена на помощь в адаптации, самореализации подрастающего поколения, особенно тех, кто мигрирует из села в город. Обучение по дуальной форме дает молодежи не только знания, но и умение их использовать.

Преимущества дуальной формы обучения очевидны. Студент в процессе обучения адаптируется на предприятии. Предприятия после завершения обучения получает опытного квалифицированного специалиста.

Трудоустройство выпускников в ЕИТИ им. акад. К. Сатпаева составляет 90-95% от выпуска. В настоящее время треть специалистов на предприятиях Экибастузского топливно-энергетического комплекса это выпускники ЕИТИ им.ак. К.Сатпаева. Так например, из 225 специалистов ЭГРЭС-1 75-это бывшие студенты ЕИТИ.Это свидетельствует о высоком качестве обучения по дуальной форме. Возрастание спроса на специалистов, которые имеют за собой близкую к практике учебу в вузе объективно обусловлено.

Таким образом, в ЕИТИ им. К.Сатпаева сошлись интересы государства с точки зрения форсированного индустриально-инновационного развития региона и интересы солидного бизнеса, который не хочет экономить на подготовке кадров для своего производства. Проблема актуализируется присутствием продвинутых в техническом и технологическом плане иностранных фирм в регионе.

Эффект от внедрения проекта очевиден. Речь идет о совершенно новых методах обучения в сфере высшего профессионального образования. В ЕИТИ им.академика К.Сатпаева показано, что дуальная модель высшего профессионального технического обучения актуальна и жизнеспособна и может способствовать индустриально-инновационному развитию региона. Веление времени обусловило внедрение дуальной формы обучения.

Использовать любой шанс для совершенствования качества обучения - наша задача.

          

                                Ректор ЕИТИ, д.т.н.. профессор                                  Унайбаев Б.Ж.